кому и в каком виде нужна экологическая отчетность
Когда предприятиям сдавать экологическую отчетность?
Готовь сани летом, или время встречи изменить нельзя.
Отчетный период — это понятие слышали все, но обычно его связывают с налоговой или бухгалтерской сферой. Однако практически все предприятия нашей страны обязаны в установленный срок сдавать и экологическую отчетность.
Приветствую, с вами Мария Степаненко, эколог-проектировщик, и прочитав эту статью, вы узнаете, кому и в каком виде нужна экологическая отчетность. И нужно ли вам задуматься о заключении договора с экологом, который поможет снять с себя этот блок работ.
Итак, по порядку.
Решим простую систему из двух уравнений, задачка на уровне математики 5 класса из двух условий:
1 условие: Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность на территории РФ, является объектом негативного воздействия и получает категорию негативного воздействия при постановке на учет, как объекта негативного воздействия. О том, к какой категории негативного воздействия относится ваше предприятие, можно почитать вот в этой статье.
2 условие: Перечень подаваемой отчетности по экологии зависит от категории объекта негативного воздействия.
Вопрос: нужна ли вашему предприятию отчетность по экологии?
Ответ, как и положено при решении системы с двумя переменными, вполне логичен – отчетная документация необходима, но вот какая именно? Полный перечень информации по данному вопросу вы можете получить в бесплатном гайде для бизнеса - забирайте его в моем Телеграм-канале. А сейчас будем разбираться, когда же следует задуматься о заключении договора о подготовке отчетности, чтобы ваше предприятие не пропустило час икс.

Если Ваше предприятие уже разработало необходимый комплект документов:
  • инвентаризацию по выбросам,
  • инвентаризацию по отходам,
  • программу производственного контроля,
доработало проекты и получило согласующие документы, а также осуществило постановку / актуализацию постановки на учет негативного воздействия в прошлом году с моей или без моей помощи, то наше с вами взаимодействие по вопросу отчетности должно начаться не позднее, чем в ноябре года, предшествующего отчетному периоду.
Причина такого заблаговременного начала работ объясняется необходимостью проведения контроля стационарных источников выбросов и наблюдений за атмосферным воздухом. Протоколы двух этих контролей должны быть оформлены датой от года, за который вы отчитываетесь. Лаборатории, как правило, очень загружены под конец года, к тому же существуют определенные требования к температурному режиму, которые необходимо учитывать. Все это вместе требует времени на то, чтобы успеть получить протоколы нужными датами.
Если читая мою статью, вы поняли, что ваши вопросы начались на перечне документации, которую нужно разработать, так как вы понятия не имеете, к какой категории негативного воздействия принадлежит ваше предприятие, то вероятнее всего нам придется начинать все сначала.
Если у вас попросту нет документации по экологии, то работу с экологом лучше начинать летом, причем не позднее июля месяца, чтобы мы успели разработать всю необходимую документацию до начала отчетного периода. В этом есть один плюс: Протокол, полученный при проведении инвентаризации выбросов от стационарных источников вы сможете применить в отчетном периоде за текущий отчетный год и сэкономить таким образом на повторных лабораторных исследованиях. Не все об этом знают и не всегда об этом говорят, но я против излишних затрат, если это позволяет действующее законодательство.
Есть еще одно важное условие, напрямую влияющее на продуктивное сотрудничество в сфере экологической отчетности – это доверие и право доступа в личный кабинеты природопользователя и недопользователя. Я прописываю это условие в договоре не просто так, а потому, что от этого напрямую зависит время, качество и скорость выполнения работ! А время – это самый ценный ресурс, особенно в отчетный период!
Лето - прекрасная пора, и я очень надеюсь, что прочитав эту статью, вы задумались о том, чтобы не только проверить, к какой категории негативного воздействия относится ваше предприятие, но и записаться на бесплатную консультацию к экологу. Это можно сделать на моем сайте.
Отчетный период всегда наступает неожиданно, поэтому готовьтесь к нему заранее!

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ)
Когда предприятиям разрабатывать план НМУ?
Что делать при их наступлении?
Вокруг НМУ существует много вопросов по сей день. Что это? Все ли должны что-то делать при их наступлении? И какие обязательства накладывает на предприятие согласование мероприятий? В этой статье я расскажу вам, как быть.

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) - метеорологические условия (ослабление ветра, штиль, туманы, образование задерживающих слоев инверсии температуры), способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха и неблагоприятные условия для рассеивания вредных примесей.

Предупреждения о наступлении НМУ осуществляются органами Гидромета и бывают трех степеней:

1 - первой степени опасности составляются в случаях, когда в воздухе ожидается рост примесей, превышающих предельно допустимые концентрации.
2 - второй степени, когда превышение ожидается в 3 раза.
3 - третей степени — в 5 раз, которые соответствуют трем режимам работы предприятия.
Предприятия, имеющие источники выбросов в атмосферу, должны предпринимать меры по уменьшению выбросов на период объявления НМУ согласно согласованному плану по снижению выбросов.
На текущий момент основным регламентирующим документом по НМУ является Приказ Минприроды РФ от 28.11.2019 N 811. "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".

Согласно п. 1 Постановления все ОНВОС (предприятия, которые стоят на учете как объект негативного воздействия и которым присвоена категория негативного воздействия) 1 - 3 категории должны согласовывать план НМУ. Именно этим пунктом довольно часто аргументирует прокуратура при внеплановых проверках, выставляя предписание на согласование ПЛАНов на период НМУ. Но правомерно ли это?

Читаем методику, ибо знание нюансов позволит отстоять свои права:

👉Разрабатывать мероприятия и согласовывать ПЛАН на период НМУ должны ОНВОС, у которых концентрации с учётом фона на всех трёх режимах превышают ПДК на границе жилой зоны и других особых зон;

👉План должен быть разработан только на нормируемые вещества;

👉План должен быть разработан только для стационарных источников.

Административный регламент не обязывает предприятия проходить процедуру подтверждения отсутствия необходимости согласования плана мероприятий.

Предприятие не обязано заключать договор с органами Гидромета для получения информации о наступлении НМУ - это его право, но информация о наступлении НМУ присутствует в свободном доступе на сайте Гидромета.

Собственники предприятий должны знать, что при разработке проекта НДВ есть раздел, в котором необходимо объяснить необходимость разработки плана НМУ. И если по итогу разработки НДВ выявлена необходимость согласования плана по снижению выбросов на периоды НМУ, то важно:

➖Изучить административный регламент того региона, в котором вы должны его согласовывать, ибо именно там прописан перечень веществ и полный комплект документов, необходимый для согласования;

➖Чётко определить, какой перечень источников выбросов и в каком режиме вам необходим для осуществления штатной деятельности предприятия, а от каких вы можете временно отказаться или перейти на другой режим в период НМУ.

Ниже привела примеры источников выбросов и варианты режимов, за счет которых я рекомендую снижать выбросы на периоды НМУ:

1 - Аварийные дизель-генераторы (просчитать варианты на минимальных режимах согласно паспорту, заложить минимально возможное количество ДГУ, необходимое для штатного режима работы предприятия и можете ли вы совсем отказаться от их использования на период НМУ... Но это подходит не всем. Например, объекты связи не могут не использовать аварийные ДГУ на периоды НМУ, т.к. являются стратегически важными объектами и это нужно учитывать!);

2 - Котельные (просчитать варианты работы на минимальных режимах согласно режимным картам с учетом неодновременности работы котлов, продумать последствия и возможность полного отказа от работы котельной в летний период при НМУ);

3 - Для стоянок, гаражей, постов ТО и ТР, моек автотранспорта (просчитать варианты минимального количества автотранспорта, который может заезжать на площадку для штатной работы предприятия на периоды НМУ);

4 - Для производственных цехов (определить минимальный перечень оборудования, который может быть задействован для штатного режима работы предприятия, заложить неодновременность технологических процессов. Просчитать, а в случае необходимости провести замеры на разных режимах, которые подойдут для выполнения условий НМУ).

😀Главное условие - идти от штатного режима работы на площадке, для которой разрабатывается план по снижению выбросов, т.к. необходимо именно снизить выбросы, а не прекратить работу предприятия в эти неблагоприятные метеорологические условия.

А если вам нужна консультация эколога - вы всегда можете обратиться ко мне, просто заполните форму на моем сайте. А еще больше полезной информации по экологии для бизнеса вы найдете в моем телеграм-канале.

Как не попасть на штрафы от государства, если у вас небольшой бизнес.
Советы от эколога-проектировщика.
Если у вас существующий бизнес, или вы открываете новую точку, проверьте, не нужны ли вам документы по экологии. Рассказываю в этой статье, как избежать штрафов и подстелить соломку.
Привет, я Мария Степаненко, эколог-проектировщик с опытом работы более 17 лет. За это время разработала клиентам >400 проектов и вот, что могу сказать точно. Если вы думаете, что вашему бизнесу не нужен эколог и достаточно просто подписать договор на вывоз мусора, вы можете горько ошибаться. Давайте разберемся.

Все фирмы и предприятия можно условно разделить на 2 большие категории.

  • это предприятия и компании, которые хорошо осведомлены в вопросах экологического законодательства, у них есть на предприятии ответственные за ведение этого блока работ. Все тылы, связанные с природоохранной и отчетной документацией, у них прикрыты. Такие компании чаще всего приходят ко мне со сформированным запросом на конкретный блок работ, который чаще всего переходит в многолетнее сотрудничество.
  • это небольшие компании, фирмы, даже офисы, которые чаще всего попросту не знают о том, что являются объектом негативного воздействия. Например, небольшие кафе, пекарни, автомойки и автосервисы, грузоперевозчики, у которых есть база, базы отдыха, включая банные комплексы и спа, курорты, санатории и загородные отели, бизнес-центры, небольшие производства, мастерские.
Казалось бы, никакого негативного воздействия на окружающую среду у вас нет. Но в один прекрасный момент приходит плановая или внеплановая проверка природоохранных органов. Проверка выявляет ряд нарушений, и начинается все очень просто: с отсутствия, либо несвоевременной постановки на учет предприятия, как объекта негативного воздействия. В этот момент включается всеми любимое “А мы не знали”, но наступает административная ответственность, приходят штрафы (и не маленькие!).
Основная проблема, конечно же связана с крайне низкой осведомленностью по вопросам воздействия на окружающую среду. Порой клиенты, которые ко мне обращаются, даже не знают, к какой категории по степени воздействия на окружающую среду они относятся.
Напомню, основных категорий 4.
  1. Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий. К этой категории относятся, в основном, крупные производственные предприятия и крупные мусороперерабатывающие предприятия с проектной мощностью 20 тыс. тонн в год и более, организации ВКХ с объемами водоотведения более 20 тыс. м3/сутки.
  2. Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду. К этой категории относятся крупные котельные, предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, производственные предприятия в различных отраслях, мусороперерабатывающие предприятия с проектной мощностью менее 20 тыс. тонн в год , организации ВКХ с объемами водоотведения менее 20 тыс. м3/сутки, предприятия животноводческого комплекса, морские порты и предприятия их инфраструктуры, предприятия инфраструктуры железнодорожного транспорта.
  3. Объекты, оказывающие незначительное экологическое воздействие на окружающую среду. К этой категории преимущественно относятся строящиеся объекты со сроком строительства более 6 месяцев, а также действующие предприятия, в том числе рестораны, санатории, гостиничный бизнес, автосервисы, базы отдыха, небольшие производственные предприятия и прочее – самая многочисленная категория объектов на сегодняшний день.
  4. Объекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду. К этой категории относятся офисные и торговые компании, склады, организации, оказывающие услуги в бьюти сфере, небольшие научно-исследовательские институты, маломощные котельные, предприятия, осуществляющие добычу подземных вод с объемом менее 500 кубов в сутки, площадки, оснащенные аварийными дизель-генераторами, строящиеся объекты со сроком строительства менее 6 месяцев.
Так вот, экологическое проектирование в том или ином объеме требуется каждой категории. По сути, эколог нужен всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность с начала ее осуществления. А если быть точнее, с подписания акта о вводе в эксплуатацию.

Все бы ничего, но государство предоставляет 6 месяцев для того, чтобы выполнить блок работ, необходимый для своевременной постановки на учет. Это включает в себя блок работ, от правильности и своевременности выполнения которого будет зависеть категория предприятия, а следовательно, и весь блок работ, который в последующем предстоит делать предприятию.

По истечению данного срока любая плановая или внеплановая проверка выявит правонарушение в виде нарушения сроков проведения данной процедуры согласно конкретной статье КОАП с указанием штрафных санкций и выдаст предписание на его устранение.
В моей практике мне часто удается изменить категорию компании, которая ко мне обратилась и тем самым уменьшить количество документации и значительно снизить риск штрафов.

Например, ко мне обратилось производственное предприятие, которое ранее было отнесено ко 2-й категории объектов негативного воздействия. Там в технологии производства использовали растворители. В целом, количество растворителя было незначительное, и если бы предприятие обосновало при постановке на учет, что его используют мало, то и категория была бы ниже. В ходе работы мы подали на актуализацию постановки на учет и получили 3-ю категорию негативного воздействия. И если далее подавать всю отчетности своевременно - проверки от государства могуть быть раз в пять лет, не чаще.

А что же делать, если “письмо счастья” уже пришло? Ответ очевиден - своевременно обратиться к специалисту. Эколог поможет вам не только избежать штрафов, но и
  • правильно заключить договора на вывоз отходов
  • правильно провести инвентаризацию выбросов и подготовить все необходимые документы
  • грамотно подготовить документацию на водоотведение в централизованные системы, что поможет снизить издержки предприятия на случай выявления сверхнормативных показателей при отборе проб организацией ВКХ, а также провести другие необходимые работы.
В моем телеграм-канале вы можете найти гайд “Список документов по экологии”, необходимый вашему бизнесу в зависимости от категории негативного воздействия. Оставляю ссылку для того, чтобы вы были осведомлены: забрать гайд.

Ведь когда предупрежден - значит вооружен!

Постановка на учет объектов IV категории НВОС отменяется?
С вами Мария Степаненко, эколог-проектировщик с опытом работы более 17 лет, и сегодня хочу обсудить с вами нашумевшую тему в законодательстве - исключение объектов негативного воздействия IV категории из реестра с 1 сентября 2024 года, так как они оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.

Решила я обсудить эту тему в связи с тем, что на текущий момент некоторые из моих предприятий смогли перевести свои ОНВОС с III на IV категорию, в частности:

- объекты общественного питания, на которых отсутствуют процессы, связанные с выделением такого вещества как Проп-2-ен-1-аль (Акролеин) в связи с изменением технологического процесса. Данное вещество является, как правило, единственным основанием для разработки проекта НДВ у небольших объектов общественного питания, так как относится ко 2 классу опасности и, согласно требованию Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, должно быть занормировано;

- объекты, на которых присутствуют только аварийные дизель-генераторы – согласно Постановлению Правительства РФ№ 2398 от 31.12.2020 года, данные объекты относятся к объектам IV категории несмотря на наличие в выбросах веществ 1 и 2 класса опасности;

- несколько лет назад на IV категорию была переведена лесопилка также по причине отсутствия в выбросах веществ 1 и 2 класса опасности в связи с ликвидацией сварочного участка.
Главной загвоздкой во всех трех историях является наличие/отсутствие водоотведения поверхностных сточных вод. Именно на это обращают пристальное внимание при постановке/ актуализации постановки на учет уполномоченные органы (РПН и Комитеты по природопользованию), к которому подведомственно предприятие, и взгляды у контролирующих органов могут отличаться.
Согласно Постановлению Правительства № 473 от 15.04.2024 года с 1 сентября 2024 года будет прекращена постановка на учет объектов IV категории. А в срок до 1 января 2025 года уполномоченные органы должны уведомить все предприятия, чьи объекты относятся к IV категории о том, что их объекты исключаются из Реестра объектов негативного воздействия. В случае, если данный объект после 1 сентября 2024 года будет актуализирован на IV категорию, он также будет исключен из Реестра.

В реальности эти нововведения вызывают много вопросов:

- будут ли более пристально рассматривать все объекты перед исключением с целью повышения категории в связи, например, с наличием земельного участка - как основание для наличия поверхностных сточных вод на объекте;

- как осуществлять плату за объекты, которые исключены из реестра, ведь при наличии нескольких ОНВОС, категория хотя бы одного из которых имеет более высокую категорию, чем IV, плата должна осуществляться за все объекты;

- не произойдет ли пересмотр категории ОНВОС 31 декабря 2024 года в сторону повышения, и что в связи с этим делать с контролем выбросов в атмосферный воздух за отчетный 2024 год.
Мой взгляд на данный вопрос следующий: рекомендую дождаться середины сентября и написать запрос в подведомственный орган с целью разъяснить данный вопрос о пересмотре категории. Чем больше будет таких писем – тем быстрее будет разъяснительное письмо о механизме внесения корректировок в Реестр ОНВОС.

О том, к какой категории негативного воздействия может относиться ваше предприятие, вы можете посмотреть в Постановлении Правительства № 2398 от 31.12.2020 (в редакции от 07.10.2021) "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категории".

Также приглашаю вас в свой телеграм-канал, где рассказываю о тонкостях экологического законодательства и документации и помогаю предприятиям малого и среднего бизнеса всегда держать руку на пульсе. Подписывайтесь!

Побочные продукты производства.
Как их учитывать?
К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ (статья 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Но также существует четкий перечень веществ и (или) предметов, которые нельзя отнести к побочным продуктам производства (распоряжение Правительства РФ от 27.12.2022 № 4249-р «Об утверждении перечня веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства»).

Побочную продукцию производства необходимо использовать в собственном производстве или передать третьим лицам в течение трех лет с момента образования. Если по какой-то причине вы не смогли в установленный срок реализовать побочную продукцию производства, то она превращается в отходы, и возникает обязанность исчислить и внести плату за негативное воздействие на ОС с повышающим коэффициентом 52.

Побочную продукцию производства запрещено передавать третьим лицам с целью размещения побочных продуктов производства на объектах размещения отходов, в этом случае она превращается в отходы.

Также при обращении с побочными продуктами производства - складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе обезвреживании, использовании не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов.

Учет побочной продукции.

- осуществляют отдельный учет побочной продукции обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Учет ведется в соответствии с правилами бухгалтерского учета и учетной политикой (Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

- данные о побочной продукции производства должны быть внесены в Программу производственного экологического контроля. И, согласно плану графику, необходимо осуществляться контроль и ежегодно подавать Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Законодательство Российской Федерации не предъявляет требований к стандартизации побочных продуктов производства, если она используется в том же или другом производстве без передачи иным лицам.

В случае передачи иным лицам такая побочная продукция производства должна быть стандартизирована в установленном порядке (Письмо Минприроды России от 15.08.2023 № 25-47/30180 «О рассмотрении обращений»).

Итак, если вы решили, что у вас теперь не отход, а побочная продукция производства, то:

1. в ОКВЭДах организации должна быть отражена эта деятельность. Необходимо внести сведения о соответствующем продукте в уставные документы предприятия.

2. На побочную продукцию производства, как на любую продукцию, у вас должны быть разработаны все необходимые документы (Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»):

-Технический регламент или стандарт предприятия, в котором обозначено образование побочной продукции при производстве основной продукции.

-Технологические карты, в которых прописано, в результате какого процесса, как и сколько образуется побочной продукции.

-Побочная продукция должна соответствовать ГОСТу, или предприятие должно самостоятельно разработать ТУ (технические условия), в которых прописано требования, которые предъявляются к продукции и условия ее использования.

-Документы, подтверждающие соответствие вашей побочной продукции заявленному ГОСТУ или необходимым требованиям (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, государственная регистрация вещества или паспорт безопасности).

Главное, чтобы:

- у вас постоянно образовывалась большая масса определенных веществ и/или предметов;

- они обладали полезными свойствами, которые позволяют использовать их как сырье для дальнейшего производства, или как готовую продукцию;

- на данные продукты имелся устойчивый спрос.

И самый главный момент!

Принимать решение, оценивая все риски, что это не отход, а побочная продукция производства должны коллегиально руководитель, бухгалтер, юрист и эколог. Вполне возможно на вашем предприятии будет проще и удобнее обращаться с отходами, передавая их лицензированным предприятиям, а не признавать их побочной продукцией производства.

Если у вас есть вопросы о побочных продуктах производства - задавайте их в комментариях или приходите на консультацию.

Инвентаризация отходов производства и потребления
Инвентаризация отходов производства и потребления необходима всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате деятельности которых образуются отходы.

Для объектов негативного воздействия 1 и 2 категории инвентаризация отходов производства и потребления является первым этапом разработки Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который относится к обязательным документам для данных категорий.

Для объектов негативного воздействия 3 и 4 категории разработка Проекта нормативов образования отходов не требуется, поэтому Инвентаризация отходов является именно тем документом, в котором описаны технологические процессы предприятия с точки зрения образования отходов, отражен перечень и количество образующихся отходов, описаны места накопления отходов.

Инвентаризация отходов является внутренним документом предприятия и утверждается только руководителем.

Если у предприятия несколько площадок, то Инвентаризация отходов производства и потребления должна быть проведена на каждой площадке, и список образующихся отходов формируется отдельно по каждой площадке.

Корректировка инвентаризации отходов должна проводится каждый раз при изменении технологических процессов, использования нового сырья и материалов, применения новых технологий.

На сегодняшний момент отсутствует нормативный документ, который обязывает предприятия проводить инвентаризацию по отходам, однако, именно проведение инвентаризации является необходимым условием для выполнения ряда требованийзаконодательства таких как:

- разработка Паспортов отходов 1-4 класса опасности, подтверждение отходов 5 класса опасности (составленный перечень видов отходов позволяет определиться с количеством необходимых паспортов отходов);

- ведение Учета в области обращения с отходами (для правильного ведения учета обращения с отходами нужно знать состав образующихся видов отходов);

- разработка Программы производственного экологического контроля (инвентаризация отходов входит в один из разделов программы);

- заключение договоров с перевозчиками отходов (перечень видов и количества отходов позволяет заключить договоры с перевозчиками, имеющими нужную лицензию на обращение с отходами);

- составление инструкций по обращению с отходами производства и потребления;

- правильная организация мест накопления отходов, взависимости от класса опасности и характеристик отхода;

- подача ежегодной отчетности: 2-ТП отходы, Декларация о плате за негативное воздействие на ОС, сведения для ведения регионального кадастра отходов.

В случае возникновения дополнительных вопросов вы всегда можете обратиться на консультацию.

Расчет баланса водопотребления и водоотведения
Баланс водопотребления и водоотведения,
или еще один законный способ снизить затраты на водоотведение для предприятий.
Если у вас свой бизнес, и вы абонент ГУП Водоканала - прочитайте эту статью, чтобы узнать, как сэкономить реальные деньги, если грамотно рассчитать баланс водопотребления и водоотведения.

Сегодня поговорим про документ, необходимый многим организациям, которые являются абонентами ГУП Водоканала, то есть, получают и сбрасывают воду в канализацию. Баланс поможет тем, у кого два и более выпуска в систему водоотведения, а также тем, у кого есть оборотная система.

Давайте сразу на примере. Один из моих клиентов - автотранспортное предприятие, на территории которого расположена мойка автотранспорта. Автопарк составляет несколько десятков единиц автобусов и легковых автомобилей. Предприятие является абонентом ГУП Водоканала и регулярно, как и положено согласно действующему договору, осуществляет плату за водоснабжение и водоотведение.

Согласно действующему законодательству при отсутствии приборов учета на водоотведение объемы водопотребления и водоотведения считаются равными.

Мало кто понимает, как сократить свои затраты и считает, что ничего с этим сделать нельзя, но это не так. Данное предприятие смогло сократить свои затраты более чем в 2 раза или если смотреть в рублях, то их экономия в год составляет на текущий момент около 300тысяч рублей , и это только на водоотведении.

Как мы смогли этого добиться? Сперва предприятие сделало на территории оборотную систему потребления воды с системой очистки, а далее мы разработали баланс водопотребления и водоотведения, по результатам которого вывели, что коэффициент водоотведения составляет 49%, таким образом счета на водоотведение сократились более чем в 2 раза. Сэкономленные средства предприятие регулярно применяет для обслуживания очистных сооружений и обновления автопарка.
В целом, баланс водопотребления и водоотведения - это документ, содержащий сведения о среднесуточном объеме воды, полученной абонентом их всех источников водоснабжения и (или) об объеме сточных вод, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения. По сути, это соотношение того, сколько вы потребили воды и сколько сбросили в канализацию с распределением по выпускам (далее - Баланс).
В Балансе учитываются все технологические процессы предприятия, связанные с потреблением воды, в том числе от субабонентов и арендаторов предприятия.

Объясню на примере: одно из предприятий, с которым я работаю более 10 лет, является абонентом ГУП Водоканала. Согласно акту разграничения оно имеет три выпуска, при этом на территории предприятия присутствует 30 арендаторов, и деятельность 5 из них связана с потреблением воды (кафе, мелкие производства, автомойка). Все они осуществляют сбросы в сети предприятия арендодателя, а следовательно, именно предприятие арендодатель отвечает перед ГУП Водоканалом за качество сбрасываемой воды.

Благодаря балансу мы четко прописали все техпроцессы, которые связаны с потреблением воды и могут влиять на качество сбросов, зафиксировали это в документе, а также на какой выпуск идут сбросы каждого из арендаторов. В случае выявления превышений в момент отбора проб ГУП Водоканала на одном из выпусков, по итогу разработанного баланса, арендодатель может снизить затраты на выплату штрафных санкций за счет применения коэффициента на выпуск. Также арендодателю не составляет труда определить, кто является первопричиной этого превышения, что дает основания для взыскания выставленных штрафных санкций с арендатора.

Мне, как экологу, хочется донести важную вещь до всех абонентов Водоканала. Помните, что очистные сооружения ГУП Водоканала имеют свои нормативы. Все мы живем в одной системе, и если ваше или соседнее предприятие сбрасывает воды с концентрациями значительно выше, чем положено, могут произойти нарушения работы очистных сооружений. И, следовательно, вода может в какой-то момент вернуться в ваш дом недоочищенной!

От превышений концентраций никто не застрахован, и баланс - это хороший инструмент для выявления, перераспределения и экономии средств предприятия. Но лишь своевременное обслуживание очистных сооружений, изучение паспортов безопасности средств, которые участвуют в технологических процессах и своевременная замена и обслуживание водопотребляющего оборудования являются профилактикой подобных превышений и выставления штрафных санкций.

Как эколог, я помогаю предприятиям малого и среднего бизнеса полностью разобраться с вопросами водопотребления и водоотведения. И здесь реально сэкономить, если знать, как. Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию по вопросам экологического проектирования - я проконсультирую Вас и расскажу, как избежать штрафов и издержек именно Вам.

лицензия на скважину
Кому действительно нужна лицензия на скважину?
Давайте разбираться! С вами Мария Степаненко, эколог-проектировщик, и не так давно я писала о балансе водопотребления и водоотведения. Сегодня поговорим о лицензировании скважин, и в конце статьи я расскажу реальный кейс — как корректировка в лицензии на водопользование помогла предприятию избежать штрафных санкций.

Итак, согласно Закону РФ № 2395-1 «О недрах» ст. 11, пользование недрами, в т.ч. водозабор из скважин оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, в том числе режима водопользования.

Пользование водными ресурсами из лицензированного водозаборного сооружения возможно только на платной основе.
Лицензию на право пользования недрами могут получить исключительно субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, в том числе садовые и огородные некоммерческие товарищества, а также граждане в статусе ИП.
Какие послабления предусмотрело государство при оформлении Лицензии на право водопользования из скважин:

1. При одновременном соблюдении следующих условий Лицензия на водопользования не требуется:

- если объем извлекаемых подземных вод менее 100 кубических метров в сутки;
- если источник водозабора располагается выше водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения;
- если водозабор ведется для собственных нужд и не имеет отношения к коммерческой деятельности.

Если эти условия не соблюдаются, то централизованные скважины (в том числе артезианские, принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ), подлежат лицензированию и облагаются налогом.

Частным владельцам скважин с малым водозабором, а также владельцам колодцев оформлять Лицензию на скважину не требуется!

2. Также для небольших месторождений с объемом водопотребления менее 100 метров в сутки с 2015 года не требуется проводить оценку запасов подземных вод и разрабатывать проект разработки месторождений, а для участков с водозабором менее 500 метров кубических в сутки предусмотрена упрощенная процедура на получение лицензии в органах субъектов РФ.

Что входит в обязанности владельца скважины после оформления Лицензии:

- проводить мониторинг подземных вод согласно установленной периодичности, в т.ч. на перечень показателей, установленный в программе по химическим, микробиологическим показателям и радиологическим;
- проводить замеры уровня воды в скважине;
- вести журнал показаний водомерного счетчика согласно форме, установленной в 903 Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.11.2020 г.
- подавать своевременно отчётность по формам: 3.1 903 Приказа, 2 ТП-Водхоз, 4 ЛС, данные о ежегодном мониторинге.

Согласно КОАП РФ штраф за пользование недрами без Лицензии влечет штраф в размере до 1 млн. рублей для юридических лиц, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц. Нарушение условий водопользования влечет за собой штрафные санкции для должностных лиц до 40 тысяч рублей, до 500 тысяч рублей на юридическое лицо.
И сейчас расскажу небольшой кейс.

У одного из предприятий, с которым мы давно сотрудничаем, было оформлено две Лицензии на право водозабора из скважин с разными условиями водопользования. Всего у предприятия имеется 4 скважины, две из которых предназначены для технических нужд и две – для питьевых.

Согласно условиям, прописанным в лицензии, осуществлять водозабор для питьевых нужд предприятие имело право круглогодично равномерно, а вот для технических – разрешенный водозабор в летний период был выше, чем в зимний. Техническая вода была необходима для пополнения пожарных водоемов и бассейнов в летний период, а в зимний – для образования искусственного снега, столь необходимого для горнолыжных склонов.

На момент оформления Лицензии данное условие соответствовало нуждам предприятия и не доставляло никаких сложностей, но спустя 3 года нужды предприятия выросли: в планах было увеличение числа склонов и технической воды, согласно предварительным расчетам, было бы недостаточно. Использовать питьевую воду для технических нужд крайне не рекомендовано, так как это также нарушает условия водопользования, прописанные в лицензии.

Предприятие обратилось с запросом помочь избежать штрафных санкций и внесения корректировок в Лицензию.

Согласно условиям водопользования, разрешенный водозабор в летний период составлял 1000 м3/сутки. Для нужд предприятия при круглогодичном использовании было достаточно 450 м3. Для упрощенной системы переоформления Лицензии предприятию было необходимо переоформить водозабор до 500 м3/сутки. В этом случае не требуется длительной и дорогостоящей процедуры по проведению переоценки Запасов. Был собран комплект документов с обоснованием достаточности водозабора в размере 450 м3/сутки, что позволило предприятию решить вопрос с круглогодичным водозабором из технических скважин в необходимом для технического процесса объеме. А также позволило избежать штрафных санкций в размере до 500 тысяч рублей на юридическое лицо и до 40 тысяч – на должностное лицо.

Я всегда говорю, что знание закона позволяет грамотно использовать бюджет предприятия при условии, что это не наносит вреда окружающей среде! И в своем телеграм-канале подробно разбираю нюансы и различные вопросы экологического законодательства.

Если у вас схожий вопрос по лицензированию скважины, либо необходимо откорректировать имеющуюся лицензию, вы можете записаться ко мне на консультацию.

Плановая и внеплановая экологическая проверка предприятий.
Слово «проверка» во всех сферах вызывает у людей волнение, стремление быть заранее подготовленным к данному вопросу, чтобы избежать каких либо санкций.

В сфере экологического законодательства более правомерно применять понятие экологический контроль, который осуществляется органами исполнительной власти. Кто и когда может проводить экологический контроль:

✔️Природоохранная прокуратура,
✔️Росприроднадзор (отдел экологического надзора),
✔️Роспотребнадзор,
✔️БВУ,
✔️Комитет по природных ресурсам/Министерства экологии (в зависимости от региона).

Периодичность проведения проверок зависит от степени риска предприятия для окружающей среды.

👉К предприятиям значительного риска относятся объекты I и II категории ОНВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий.

Плановые проверки на таких предприятиях проводятся раз в 3 года соответственно.

👉К предприятиям среднего риска — предприятия, относящиеся к объектов II категории ОНВОС.

Плановые проверки на таких предприятиях проводятся раз в 4 года соответственно.

👉К предприятиям умеренного риска — предприятия, относящиеся к объектов III категории ОНВОС. А также объекты исключительно по транспортированию отходов.

Плановые проверки на таких предприятиях проводятся раз в 5 года соответственно.

👉К предприятиям низкого риска — предприятия, относящиеся к объектов IV категории ОНВОС.

Плановые проверки не проводятся.

Однако категория проверок может быть увеличена, если предприятие находится в регионе, где осуществляется квотирование, либо оно расположено в водоохранной зоне. И не только! Проверки могут быть документарные и выездные, и к ним нужно быть готовым!

На текущий момент ознакомится с полным перечнем вопросов, которые могут быть заданы в результате плановой проверки можно в Приказе РПН № 115 от 22.02.2022 (в редакции 2024 года).

Сейчас введен мораторий на плановые проверки для большинства предприятий, однако внеплановые проверки по прежнему актуальны.

Включено ли ваше предприятие в План проверок на 2024 год, вы можете на сайте природоохранной прокуратуры proverki.gov.ru

Подготовить себя к плановой проверке или помочь своевременно закрыть предписание/предостережение по итогам проведенной проверки вы всегда можете, обратившись ко мне за консультацией.


Декларация о составе и свойствах сточных вод в сети ГУП Водоканала.
Согласно требованиям действующего законодательства предприятия, осуществляющие сброс в сети ГУП Водоканал, подают Декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее Декларация) до 1 ноября года, предшествующего началу действия Декларации.

Целью данного документа является определить степень воздействия сточных вод предприятия на сети централизованной системы водоотведения. Разрабатывается данный документ для предприятий, являющихся абонентами ГУП Водоканала, но для одних - это является правом, а для других – обязанностью.

Как понять необходим ли данный документ вашему предприятию?

Нужно понимать:
✔️является ли ваше предприятие абонентом ГУП Водоканал;
✔️какой объем сточных вод осуществляется с территории площадки вашего предприятия суммарно всем выпускам ежедневно.

Ответ на первый вопрос кроется в акте разграничения, который является приложением и составной частью договора на водоотведение в сети ГУП Водоканала. Именно в нем указывается, куда именно осуществляет сброс ваше предприятие и, если вы видите, что хотя бы по одному из выпусков стоки напрямую идут в сети ГУП Водоканала, значит предприятие является его абонентом.

Ответ на второй вопрос кроется в счетах фактурах, которые ГУП Водоканал ежемесячно выставляет своим абонентам, указывая стоимость за потребленный объем сточных вод.

Предприятию необходимо сложить данные за календарный год и разделить на 365 дней, если объем окажется равным или более 30 кубов в сутки, то согласно п. 124 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 предприятие обязано подавать декларацию в сети ГУП Водоканала.

Как проходит процедура разработки Декларации и какие документы вам необходимо подготовить для того, чтобы наша первичная консультация по данному вопросу прошла максимально продуктивно?

1 этап: анализ документов. Я попрошу вас прислать договор на водоотведение сточных вод в сети ГУП Водоканала со ВСЕМИ Приложениями. Именно со всеми, потому что нередко у предприятия появляются или аннулируются выпуски, происходит переименование контрольных колодцев и не учтя какие-либо из этих моментов можно получить отклонение.

Я запрошу у вас отборы проб специалистами ГУП Водоканал за 2 календарных года на момент обращения. Важно чтобы у вас были ВСЕ протоколы, т.к. согласно методике, мы имеем право указывать значение в Декларации в интервале от минимального до максимального за 2 года! Отсутствие хотя бы одного из протоколов может послужить поводом для отклонения!

Также неотъемлемой частью Декларации является Схема внутриплощадочных канализационных сетей, и я также запрошу ее у вас. Многие путают ее со схемой, указанной в приложении к договору на водоотведение, но это не правильно и данная схема не может быть приложена к Декларации.

2 этап: разработка Декларации. После оформления договора на разработку Декларации, к вам на площадку приедут специалисты аккредитованной лаборатории, проведут отбор проб на каждом выпуске по 30 показателям согласно действующим методикам.

С учетом данных протоколов независимой лаборатории и протоколов ГУП Водоканала будет произведен анализ по всем показателям и с учетом вида деятельности вашего предприятия определены показатели, которые будут указаны в Декларации.

3 этап: сопровождение согласования Декларации. Согласно п. 130 644 Постановления согласование Декларации осуществляется в течение 15 РАБОЧИХ ДНЕЙ, после чего я получаю и передаю вам Декларацию.

О чем важно помнить! 1 ноября наступит быстро. В случае если вы не успеете подать Декларацию до 1 ноября, вы остаетесь без нее на год, что удвоит штрафные санкции в случае выявления превышения показателей сточных вод. Поэтому я всегда рекомендую приступать к разработке Декларации не позднее июля месяца.

Нужна ли Декларация тем, у кого объем не превышает 30 кубов в сутки, как быть, если у вас регулярно выявляют превышения при отборе сточных вод и какие существуют законные методы снижения штрафных санкций,вы всегда можете узнать на консультации.

Когда разрабатывать план НМУ.
Вокруг НМУ существует много вопросов по сей день. Что это? Все ли должны что-то делать при их наступлении? И какие обязательства накладывает на предприятие согласование мероприятий?

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) - метеорологические условия (ослабление ветра, штиль, туманы, образование задерживающих слоев инверсии температуры), способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха и неблагоприятные условия для рассеивания вредных примесей.

Предупреждения о наступлении НМУ осуществляются органами Гидромета и бывают трех степеней:

1️⃣первой степени опасности составляются в случаях, когда в воздухе ожидается рост примесей, превышающих предельно допустимые концентрации,

2️⃣второй степени, когда превышение ожидается в 3 раза,

3️⃣третей степени — в 5 раз, которые соответствуют трем режимам работы предприятия.

Предприятия, имеющие источники выбросов в атмосферу, должны предпринимать меры по уменьшению выбросов на период объявления НМУ согласно согласованному плану по снижению выбросов.

На текущий момент основным регламентирующим документом по НМУ является Приказ Минприроды РФ от 28.11.2019 N 811. "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".

Согласно п. 1 Постановления все ОНВОС 1 - 3 категории должны согласовывать план НМУ. Именно этим пунктом довольно часто аргументирует прокуратура при внеплановых проверках, выставляя предписание на согласование ПЛАНов на период НМУ. Но правомерно ли это?

Читаем методику, ибо знание нюансов позволит отстоять свои права:

👉Разрабатывать мероприятия и согласовывать ПЛАН на период НМУ должны ОНВОС, у которых концентрации с учётом фона на всех трёх режимах превышают ПДК на границе жилой зоны и других особых зон;

👉План должен быть разработан только на нормируемые вещества;

👉План должен быть разработан только для стационарных источников;

Административный регламент не обязывает предприятия проходить процедуру подтверждения отсутствия необходимости согласования ПЛАНа мероприятий.

Предприятие не обязано заключать договор с органами Гидромета для получения информации о наступлении НМУ - это его право, но информация о наступлении НМУ присутствует в свободном доступе на сайте Гидромета.

Выводы каждый природопользователь вправе сделать сам. А я лишь призываю помнить, что главное - знать закон, чтобы трактовать его в свою пользу без ущерба для окружающей среды.

Почему важна инвентаризация выбросов в атмосферу?
Инвентаризация выбросов является одним из первых обязательных процессов, с которых я начинаю работу с предприятиями. Я — Мария Степаненко, эколог-проектировщик, веду полезный телеграм-канал для малого и среднего бизнеса. В этой статье будем разобраться с нюансами инвентаризации выбросов.
Сразу скажу, что инвентаризация выбросов является базовым документом, необходимым для проведения всего последующего блока работ природоохранной документации. Инвентаризации выбросов необходима для:

постановки объекта негативного воздействия на учет и присвоения ему категории. Именно в инвентаризации выбросов прописываются все технологические процессы, лежащие в основе перечня образующихся загрязняющих веществ и от того, как проведена инвентаризация.

Нередки случаи, когда необдуманные решения, не та методика приводит к повышению категории негативного воздействия и как следствие – увеличения числа проверок, увеличения числа документов, которые необходимо разрабатывать.

оформления программы производственного экологического контроля.

Инвентаризация выбросов является отдельным блоком в программе производственного экологического контроля, и без ее наличия невозможно правильно составить программу и разработать планы контроля за стационарными источниками выбросов и наблюдениями за атмосферным воздухом.

составления плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

В случае, если предприятию необходимо разрабатывать план НМУ, в основе его также лежит грамотно проведенная инвентаризация выбросов, в которой четко прописаны все технологические процессы, их взаимосвязь и, как следствие, возможность их исключения в один из режимов неблагоприятных метеорологических условий.

проведения расчета рассеивания веществ в атмосферном воздухе.

Проведение расчёта рассеивания является базовым процессом для разработки проекта нормативов допустимых выбросов и проведения рассеивания на границе площадки. В случае неграмотного описания ситуации (расположения жилой зоны, сельскохозяйственных участков, больниц и т.д. в соответствии с требованиями СанПиН) и определения масштаба и системы координат расчет рассеивания будет проведен неверно, что приведет к необходимости переработки всего проекта, плана НМУ и программы ПЭК.

Инвентаризация выбросов разрабатывается в соответствии с 871 Приказом Министерства природных ресурсов России от 19.11.2021 года, согласно которому инвентаризация проводится как для стационарных, так и для передвижных источников выбросов.

Все источники выбросов подразделяются на:

- организованные источники выбросов - из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства;

- неорганизованные источники выбросов – из которых загрязняющие вещества поступают напрямую атмосферу по причине расположения на улице (склады, пилорамы и т.д.)

- передвижные источники – все транспортные средства предприятия.
Как понять есть ли у вас источники выбросов и что к ним относится:

1. Наличие технологических процессов на территории площадки, связанной с автотранспортом (стоянки, гаражи, посты ТО и ТР, проверка выхлопных газов, заправка маслом, заправка топливом, мойка автотранспорта, доставка продуктов и вывоз мусора сторонним автотранспортом) – это источники выбросов;

2. Наличие на территории площадки производственных помещений, мангальных зон, складов сырья, дизельных установок, котельных, кафе, открытых площадок на которых осуществляются такие технологические процессы как окраска, метало и деревообработка и т.д. – это источники выбросов.

На что стоит обращать внимание при проведении инвентаризации выбросов подрядной организацией:

1. Все ли технологические процессы учтены – на базе инвентаризации выбросов разрабатывается проект и проводится экспертиза. Экспертное заключение на проект нормативов допустимых выбросов и технический отчет по инвентаризации выбросов являются первичными документами, запрашиваемыми на проверке и в интересах предприятия, чтобы в отчете присутствовали все процессы, даже те от которых отсутствуют выбросы в атмосферу с формулировкой «источники выбросов отсутствуют».

Это снимет ненужные сомнения у инспектора.

2. При проведении замеров лаборатория использует только те методики и на те вещества, которые присутствуют в их области аккредитации. На моей практике были случаи, когда инвентаризация приходилась на проверку, по итогам которой у лаборатории был сокращен перечень разрешенных к использованию методик, и в этом случае есть только один верный выход – найти лабораторию, в области аккредитации которой присутствует методика и загрязняющее вещество, которое выделяется от необходимого вам технологического процесса.

3. Проконтролировать, чтобы отбор проб был проведен по всем правилам, в частности, что отверстие просверлено на прямом участке вентиляционной трубы.

4. Проводить инвентаризацию организованных источников выбросов расчетными методами допустимо в случае, наличия нагретых источников выбросов, во всех остальных случаях должны быть произведены замеры.

5. Все методики, по которым осуществляется инвентаризация расчетных источников, должны быть официально утверждены Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

6. Чтобы все расчетные источники были посчитаны на официально разрешённых к применению программах. Обращаю ваше внимание на этот пункт. В последнее время сталкиваюсь с тем, что работу делают студенты, которые считают выбросы вручную, вероятность механических ошибок не исключена, а предприятиям потом жить с нормативами, в основу которых ложатся данные расчеты и делать ежегодный контроль!
❗️Сроки проведения: Согласно 871 Приказу у предприятий есть 2 года на проведение инвентаризации. Однако согласно требованию 7 ФЗ у предприятия есть 6 месяцев для постановки на учет площадки как объекта негативного воздействия с начала деятельности на площадке.
Как быть?

Обратиться на консультацию. Сейчас для новых клиентов проходит акция "Готовь сани летом": при одновременном заказе инвентаризации по выбросам и отходам, постановка на учёт вне зависимости от предполагаемой категории объекта и числа источников выбросов по спеццене! Записаться можно в моем телеграм-боте.

Ну и напоследок. Штрафные санкции за непроведение инвентаризации выбросов – как правило применяют ст. 8.1 и 8.5, что влечет за собой наложение штрафных санкций до 100 тысяч рублей.

До подачи Декларации о составе и свойствах сточных вод остаётся менее 2-х месяцев!
А я всегда рекомендую подавать её не позднее 7 октября, т.к. срок рассмотрения 15 рабочих дней и самое обидное - это остаться на год без Декларации из-за замечания к схеме в наименовании колодца или по причине того, что абонент не учёл один из протоколов т.к. просто его потерял, а шансов что-то исправить уже нет!
Напоминаю кому необходима Декларация и какие документы понадобятся Вашему предприятию для нашей первой встречи по данному вопросу :

Абоненты, суммарные объемы стоков которых составляют >30 м3/сутки.

В данном случае подача Декларации является их обязанностью! В случае отсутствия Декларации, при выявлении превышений представителями ГУП Водоканала при отборе проб, любой штраф будет выставлен с коэффициентом 2 в течение 3-х месяцев !

Абоненты, суммарные объемы стоков которых составляют <30 м3/сутки.

В данном случае подача Декларации является их правом!
В случае неподачи Декларации, предприятие ежемесячно получает дополнительные счета-фактуры в размере 50% от суммы за водоотведение.
В данном случае я всегда призываю к рациональности. Если объем стоков ближе к верхнему значению и качество стоков согласно методике позволяет подать "нулевую" Декларацию, то я рекомендую её подать, все остальное - это уже математика , построенная на рациональности.

Приходите на консультацию и я помогу Вам принять правильное решение!
Какие документы должны у Вас быть, чтобы наша встреча прошла максимально продуктивно 👇:

💧 договор на водоотведение в сети ГУП со всеми приложениями;
💧 схема сетей предприятия ( это не приложение к договору!)
💧 протоколы отбора проб за 2 календарных года, проведённых ГУП Водоканалом.

Подбор перевозчиков согласно утвержденного перечня отходов.
Каждому предприятию, вне зависимости от категории ОНВОС актуален вопрос, связанный с вывозом отходов. Как правило, предприятия решают данный вопрос самостоятельно, т.к. обязательство по заключению договора на вывоз отходов лежит на предприятии.

В последние пару месяцев несколько компаний обратились с запросом помочь им в решении вопроса по подбору перевозчиков, и я решила ввести эту услугу на постоянной основе.

Теперь я могу смело сказать, что в части отходов я могу вам помочь полностью перекрыть все задачи как целиком, так и по отдельным наименованиям. И верной я считаю следующую схему:

- проведение инвентаризации отходов производства и потребления (в ходе которой мы утверждаем с вами перечень и массу отходов от каждой производственной территории вне зависимости от категории объектов);

- разработка паспортов отходов согласно утверждённого перечня в рамках инвентаризации по отходам;

- подбор перевозчиков согласно необходимому вашему предприятию перечню, региону и объему;

- ведение ежемесячного журнала учета отходов;

- подача всей необходимой отчетности по отходам;

- разработка и согласование проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (для ОНВОС 1 и 2 категории).

Чтобы разобраться в каждом из этих вопросов, а также узнать подробнее о новой услуге по подбору перевозчиков вы сможете, записавшись на консультацию